Летопись иркутского трамвая
Открытию в г. Иркутске трамвайного движения предшествовала кропотливая и объемная работа городских властей того времени - в 1936 году был сдан в эксплуатацию мост через реку Ангара, соединивший левую и правую части города. Однако планам пуска трамвайного движения в те годы помешала начавшаяся война. Победа советского народа и начало восстановления народного хозяйства способствовали возвращению к проекту строительства трамвайных линий в сибирской столице. Этого требовала общественность города и развивитие промышленности. Иркутский трамвай появился в первые послевоенные годы.
1945 год. За две недели до победы, 24 апреля 1945 года Совет народных комиссаров СССР утвердил заказ на организацию в городе Иркутске трамвайного движения, стоимость заказа составила 9 млн. рублей.
1946 год. Несмотря на трудности послевоенных лет, общественность города с большим энтузиазмом восприняла это известие. В 1946 году был образован комитет содействия строительству трамвая, в который вошли представители городской власти, руководители крупных промышленных предприятий, учебных и научных учреждений, строительной организации «Иркутскстрой» и Восточно-Сибирской железной дороги.
Проект первого маршрута трамвая «Центральный рынок - Железнодорожный Вокзал» был выбран удачно, трамвайные пути должны были пересекать центр города в удобных для населения местах. Планировалось построить однопутный участок длиной 4.5 км.
В этом же году 18 человек были направлены в г. Куйбышев для получения специальности водителя трамвая.
Первый трамвайный маршрут строил весь город, не было ни одного предприятия, не принимавшего участия в этом поистине знаменательном для горожан строительстве. Трудовые коллективы, учебные заведения устраивали субботники и воскресники, к строительству были привлечены автохозяйства города и даже пленные японцы.
Окончательные работы по прокладке рельсового полотна, обустройству светофоров, разъездов и тупиков были поручены коллективу Восточно-Сибирской железной дороги. Кроме путей в городе было начато строительство депо, ремонтных мастерских, здания управления, котельной, парковых путей на территории улицы 5-я Советская общей площадью 35 тысяч квадратных метров. Всю работу координировало специализированное предприятие «Иркутскстрой». К 1 октября необходимо было освоить 1.5 млн. рублей.
1947 год. Трудности осуществления проекта заключались в отсутствии проектно-сметной документации, квалифицированных рабочих, транспорта, строительных материалов и многого другого.
20 июня 1947 года постановлением Горисполкома N 252 было образовано коммунальное предприятие «Иркутский трамвай».
3 августа 1947 года пущен первый трамвай на однопутном участке «Центральный рынок - Железнодорожный вокзал» протяженностью 4.5 км.
Движение трамваев в городе осуществлялось четырьмя трамвайными вагонами марки МТБ, подаренными ленинградскими рабочими и прошедшими предпусковую подготовку в мастерских железной дороги станции Иркутск-Пассажирский.
Право открыть движение и перевозку пассажиров было предоставлено участникам Великой Отечественной войны - Звонкину Ивану Леонтьевичу, Карбовской Елене Павловне и Поповой Марии Антоновне.
Декабрь 1947 года. Закончено строительство трамвайного пути на участке «Трампарк - Железнодорожный вокзал» протяженностью 8 км.
1950 год. Закончено строительство второго пути на маршруте N 2 «Трампарк - Железнодорожный вокзал».
Трамвай всегда был и остается неотъемлемой частью города, и его дальнейшее развитие стимулировалось городскими новостройками.
1961 год. В связи с переносом учебных заведений города из неприспособленных помещений в новые здания микрорайона «Студгородок» был открыт маршрут трамвая N 1 «Трампарк-Студгородок».
1964 год. Проложены трамвайные пути по улицам Партизанская - Волжская - Депутатская и организовано движение трамвая по кольцевому маршруту N 3 «Волжская - Центральный рынок».
1968 год. В связи с необходимостью доставки рабочих завода им. В.В. Куйбышева на работу и обратно из жилого массива «Предместье Рабочее» были построены пути и организовано движение трамвая по маршруту N 4 «Центральный рынок - Рабочее предместье».
1972 год. Трамвайному движению в г. Иркутске исполнилось 25 лет.
В 1974 году на базе Иркутского политехнического института была организована кафедра «Городской электрический транспорт» (ГЭТ). Из стен этой кафедры вышли молодые специалисты, выросшие до руководителей подразделений. Это Ступников А.М. - генеральный директор МУП «Иркутскгорэлектротранс» с 1990 по 2008, Аксенов Б.Ф. - главный инженер МУП «Иркутскгорэлектротранс», Попов А.И. - зам. генерального директора с 1995 по 2005, Вострецов С.В. - начальник службы пути, Чугунов В.К. - начальник службы энергохозяйства, Лаповок О.И. - директор трамвайного депо, Трескина М.Л. - начальник Учебного пункта, Огнев О.В. - главный инженер трамвайного депо, Коробейник Е.А. - начальник службы движения и другие.
1975 год. Построен корпус вспомогательных цехов трамвайного депо.
1983 год. В связи с окончанием строительства жилого комплекса в микрорайонах «Солнечный» и «Карл-Маркс-Штадт» был открыт маршрут трамвая N 5 «Центральный рынок - Солнечный» с перспективой его продления до студенческого городка «ИСХИ». К сожалению, перестройка 90-х годов не позволила осуществить этот проект.
1987 год. Приобретены и введены в эксплуатацию 20 новых вагонов КТМ-71-605.
1988 год. Начата реконструкция трамвайного депо по проекту расширения до 80 вагоно-мест.
1994 год. Ввод в эксплуатацию нового административного корпуса и трамвайного депо.
2006 год. Предприятием начата работа по переходу на новый тип трамвайного вагона марки 71-619 КТ, отличающийся от существующего парка лучшим дизайном, удобством для пассажиров, улучшенной системой управления вагоном.
2007 год. Предприятие отпраздновало 60 лет трамвайного движения в Иркутске.
2008 год. Приобретены 6 вагонов марки КТМ-71-619.
2010 год. На базе МУП «Иркутскгорэлектротранс» организован капитальный ремонт трамвайных вагонов, были отремонтированы первые два вагона.
В этом же году все трамвайные вагоны оборудованы навигационной системой GPS.
2012 год. Во всех вагонах модели КТМ-71-605 лампы накаливания были заменены современными экономичными источниками на основе светодиодов. В результате, освещенность салона увеличилась на 50 Лк, а экономия электроэнергии на освещение вагона составила более 75%.
2015, 2016 годы. Вышли на линию после проведения капитально-восстановительного ремонта вагоны № 168 и № 197.
Силами ремонтной службы трамвайного депо в вагонах было модернизировано электрооборудование, изменен внешний дизайн трамвая и салона. В салонах установлены антивандальные сиденья, информационные системы со светодиодными табло, а также системы управления тяговым приводом на IGBT транзисторах (позволяющие экономить электроэнергию на тяге до 40%).
В 2016 году, в соответствии с обращением первого заместителя губернатора Иркутской области, председателя Правительства Иркутской области Битарова А.С. по вопросу о безвозмездной передаче десяти единиц трамвайных вагонов городу Иркутску и в соответствии с поручением мэра Москвы Собянина С.С. от 25.05.2016 № 4-19-652/6, ГУП «Мосгортранс» передало городу Иркутску десять ранее выведенных из регулярной пассажирской эксплуатации трамвайных вагонов модели 71-608КМ.
Ремонтной службой трамвайного депо на всех десяти вагонах было обновлено наружное лакокрасочное покрытие, а также приведены в порядок пассажирские салоны (заменены разбитые стекла, обивка пассажирских сидений, подкрашены панели салона). Во всех вагонах была проведена модернизация отопления пассажирского салона - установлены дополнительные отопители.
В конце ноября 2016 года на иркутские улицы вышли первые пять вагонов модели 71-608КМ с номерами 224, 226, 227, 228, 229. В конце декабря 2016 года на линию вышли оставшиеся пять вагонов модели 71-608КМ с номерами 230, 231, 232, 233 и 235.