Улан-Удэ
Первый трамвай вышел на улицы города Улан-Удэ 16 декабря 1958 г. Этот день считается Днем рождения МУП «Управление трамвая». В 2013 году исполнилось 55 лет со дня открытия трамвайного движения.
А началось все в далеком 1953 году. Появление новых и реконструкция старых предприятий создало предпосылки для увеличения рабочих мест, роста городского населения. Необходимо было осуществлять доставку работников к месту работы. 27 апреля 1953 года исполком Улан-Удэнского городского Совета депутатов трудящихся принял решение о необходимости строительства в г. Улан-Удэ трамвайной сети.
В 1956 году началось строительство путей первой очереди. Стройка была объявлена общенародной, в ней принимали участие все жители города.
Первая трамвайная линия «ПВЗ (поселок вагонного завода) – Заудинское кольцо» имела протяженность 9.6 км (в однопутном исчислении). Первое трамвайное депо было рассчитано на 25 вагонов типа КТМ-1, вагонный парк составляли 18 вагонов. Первые поезда ходили с прицепами, моторным был первый вагон.
В 1962 году парк начал пополнятся вагонами новой конструкции, имеющими более современное оборудование, полумягкие сиденья в салоне. В 1964 году парк вагонов увеличился до 74 единиц и встал вопрос о строительстве новой производственно-ремонтной базы. В январе 1967 года пущено в эксплуатацию новое трамвайное депо в Октябрьском районе города на 100 единиц двухосных вагонов типа КТМ-1,2.
С 1969 года МУП «Управление трамвая» приступило к освоению нового подвижного состава - четырехосных вагонов типа КТМ-5М. В 1973 году весь парк был заменен на новые усовершенствованные вагоны КТМ-5М3.
В 1993 году депо получило первые вагоны модели 608К, в 2004 году предприятие первым по региону Сибири и Дальнего Востока освоило эксплуатацию вагонов новой модификации модели 71-619КТ с релейно-контакторной системой управления. За 2004-2008 годы предприятие получило 20 новых трамвайных вагонов.
В настоящее время в депо эксплуатируется 60 единиц пассажирского подвижного состава и 9 единиц специального подвижного состава.
Маршрутная сеть
Со временем трамвайная сеть в Улан-Удэ расширялась и совершенствовалась:
- 6 января 1960 года было сдано в эксплуатацию 5.8 км пути от улицы Мухина (нынешний проспект 50 лет Октября) до поселка Шишковка;
- в ноябре 1961 года была сдана в эксплуатацию трамвайная линия от Заудинского кольца до Суконной фабрики – 5.5 км;
- в 1970 году был сдан в эксплуатацию участок трамвайного пути от трамвайного депо до поселка Никольский протяженностью 6.2 км;
- в 1975 году построен участок от поселка Никольский до Мелькомбината – 2.9 км;
- в 1981 году открыто движение на участке «База - Стрелка» по Новому мосту протяженностью 4.4 км;
- в ноябре 1983 года была сдана в постоянную эксплуатацию линия трамвайного пути «ТСК – 40-й квартал» протяженностью 4.4 км;
- в феврале 1989 года было закольцовано движение от проходной ЛВРЗ до Стрелки протяженностью 4.9 км;
- 10 сентября 2007 года был сдан в эксплуатацию мостовой переход проспект Строителей – проспект Автомобилистов;
- с сентября 2013 года эксплуатируются обгонные пути на конечной станции «Шишковка» протяженностью 0.2 км.
На сегодняшний день общая протяженность трамвайного пассажирского пути составляет 49.5 км одиночного пути и деповские пути – 6.5 км. Ежедневно на линию выходит 40 вагонов.
В настоящее время в Улан-Удэ организовано движение по четырем трамвайным маршрутам:
- 1 маршрут - Шишковка - Стрелка - 40 квартал - Центральный Рынок - Шишковка;
- 2 маршрут - Шишковка - Центральный Рынок - 40 квартал - Стрелка - Шишковка;
- 3 маршрут - ЛВРЗ - Научный центр - Мелькомбинат;
- 4 маршрут - Шишковка - Стрелка - Мелькомбинат.
Основные показатели
По мере развития трамвайной сети увеличивалась перевозка пассажиров.
За 55 лет улан-удэнский трамвай перевез 1 миллиард 663 миллиона пассажиров, пробег составил 170 миллионов километров.
Основные показатели по трамвайным перевозкам МУП «Управление трамвая» за последние годы:
Год | Количество единиц подвижного состава, шт. | Протяженность трамвайных маршрутов, км | Эксплуатационная длина трамвайной сети, км | Объем перевозок, тыс.чел. в год |
---|---|---|---|---|
2007 | 65 | 88.5 | 54.2 | 20196 |
2008 | 65 | 91.6 | 55.7 | 22259 |
2009 | 65 | 91.6 | 55.7 | 18544 |
2010 | 65 | 91.6 | 55.7 | 14202 |
2011 | 65 | 91.6 | 55.7 | 14135 |
2012 | 62 | 91.6 | 55.7 | 13798 |
2013 | 60 | 91.6 | 55.7 | 11127 |
2014 (прогноз) | 60 | 91.6 | 55.9 | 11700 |
Кадры решают все
В настоящее время в МУП «Управление трамвая» работает более 600 рабочих, специалистов, водителей, кондукторов, монтеров путей, электромонтеров, слесарей, диспетчеров.
В самой большой по численности Службе подвижного состава трудится 120 водителей трамвая, 102 работника по ремонту, уборке и маневрированию подвижного состава и 18 специалистов.
В Энергослужбе на 9-ти тяговых подстанциях занято 35 человек. В Службе пути – 45 рабочих и 5 инженерно-технических работников. На Участке движения трудятся 17 диспетчеров, работающих в 4-х диспетчерских пунктах. В Автогараже работает 36 человек.
На протяжении 15 лет предприятием руководил директор Хонгоров Николай Иннокентьевич.
Награды
Многолетняя стабильная работа предприятия МУП «Управление трамвая» отмечена многочисленными наградами:
- в 1998 году объявлена благодарность Министерства транспорта Российской Федерации;
- в 2000 году присвоено звание Лауреата Первого Всероссийского конкурса «Трудовая Слава России 2000»;
- в 2001 году награждено Грамотой Всероссийского конкурса «Российская организация высокой социальной эффективности»;
- в 2004 году - 3 место конкурса «Лучшая организация по социальному партнерству г. Улан-Удэ 2004»;
- в 2013 году - Лауреат международной общественной премии транспортной отрасли «Золотая колесница», учрежденной Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания РФ по транспорту и Министерством транспорта РФ в основной номинации «Лучшее российское региональное предприятие транспорта общего пользования».
Экскурсионный трамвай
По заявкам предприятий, организаций и отдельных граждан предоставляются в аренду трамваи любого типа по желанию заказчиков для проведения экскурсий по городу. Двенадцать трамваев оборудованы автоинформаторами, которые воспроизводят краткую историческую справку, интересные факты и сведения, связанные с остановками по пути следования трамвая или познавательную информацию о городе в целом.