Электротранспорт в городах Иркутской области и Бурятии
Иркутская область занимает второе место в стране по количеству электроэнергии, вырабатываемой гидроэлектростанциями. Три ГЭС на Ангаре - Иркутская, Братская и Усть-Илимская - и Мамаканская на реке Мамакан общей мощностью больше 9 гигаватт, обеспечивают регион дешевой электроэнергией. Существующая в области структура энергетических мощностей позволяет поддерживать в регионе самые низкие в России тарифы на электроэнергию.
В таких выгодных условиях разумно отдавать предпочтение развитию городского электрического транспорта. Ведь кроме экономической выгоды, электрический транспорт имеет очень важное свойство, которого лишен транспорт, основанный на двигателях внутреннего сгорания, - электротранспорт оказывает минимальное воздействие на окружающую среду. В условиях экологического неблагополучия наших городов и туманной перспективы перехода автотранспорта на евростандарт топлива, экологическая чистота электрического транспорта должна быть решающим аргументом в пользу его приоритетного развития.
Это особенно важно для Иркутской области и Бурятии, поскольку выбросы крупных городов, от 60 до 80% в которых – доля автотранспорта, не только ухудшают экологическую обстановку в городах, но и достигают побережья и акватории озера Байкал, признанного Объектом Всемирного природного наследия, за сохранность которого наша страна несет ответственность перед мировым сообществом.
Все возрастающее количество автомобильного транспорта приводит к многочисленным пробкам на дорогах и повышению уровня загазованности, что негативно сказывается на здоровье людей и атмосфере города. Но если в пробках страдают в основном автомобилисты, то экологическая ситуация влияет на всех.
Причинами пробок чаще всего бывают дорожно-транспортные происшествия и припаркованные неправильно и в не положенном месте автомобили. А современный трамвай, бесшумный, быстрый, вместительный, приходящий точно по расписанию и имеющий срок службы существенно выше, чем у автобусов, как показывает опыт разных стран, является одним из лучших способов избавления от пробок.
Трамваи и троллейбусы Иркутска за год перевозят 32 миллиона пассажиров, наглядно показывая востребованность и социальную значимость электрического транспорта. Да, троллейбус на наших не всегда широких улицах в плотном транспортном потоке иной раз выглядит подобно бревну в ручье. Но он занимает на дороге место пары легковых автомобилей, в которых обычно едут два-три человека, а перевозит десятки пассажиров и при этом не отравляет воздух. И даже не очень современный трамвай может точно по расписанию возить пассажиров, если остальной транспорт перестанет ездить по трамвайным путям, регулярно совершая на них ДТП.
Несмотря на очевидные преимущества и востребованность электрического транспорта, наблюдается деградация парка трамваев и троллейбусов, выражающаяся в моральном и физическом старении подвижного состава и, как следствие, снижении количества и качества перевозок пассажиров. В настоящее время в Иркутске 86% вагонов трамваев и 28% троллейбусов эксплуатируются с превышением нормативного срока службы и подлежат списанию.
Существует два пути решения данной проблемы. Первый, самый простой, - ликвидировать электротранспорт как таковой. Опыт российских и зарубежных городов, которые пошли этим путем, показал, что он является бесперспективным, приводя к обострению экологической, транспортной и социальной проблем. Альтернативный путь заключается в развитии и поддержке электротранспорта со стороны городских властей. Это требует усилий и финансовых затрат, зато приводит к улучшению экологической и дорожной обстановки, создает условия для поездок социально незащищенным слоям населения, а современный трамвайный вагон или троллейбус может стать украшением города.
В странах, где поняли перспективы, которые дает развитие городского электрического транспорта, настолько усовершенствовали рельсовые пути, контактную сеть и сам вагон, что старый добрый трамвай, по сути, превратился в новый вид транспорта – легкий рельсовый транспорт - экономичный, быстрый, безопасный, комфортабельный, бесшумный и, благодаря движению по выделенным путям, приходящий точно по расписанию. Ровно то же произошло с троллейбусом, которому современная контактная сеть позволяет легко конкурировать в скорости с автобусом, а возможность автономного хода – двигаться и вовсе без контактной сети.
Поэтому есть возможность на основе накопленного за рубежом опыта, используя преимущество в виде относительно дешевой электроэнергии, и в сибирских городах внедрять современные системы электрического транспорта, способные решить транспортную проблему и перевернуть наше представление об общественном транспорте.